Является ли суд правоохранительным органом?

Содержание
  1. Правоохранительные органы и судебная система РФ
  2. СУД И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
  3. ПРОКУРАТУРА
  4. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  5. НОТАРИАТ
  6. АДВОКАТУРА
  7. Правоохранительные органы и судебная система
  8. Какие правоохранительные органы существуют в РФ?
  9. Судебная система России
  10. Институт мировых судей
  11. Суд как орган судебной власти. Правоохранительные органы Российской Федерации
  12. Правосудие и разделение властей
  13. Судебная власть – понятие
  14. Функции ветви
  15. Принципы деятельности судов и судебной власти
  16. Место судов в РФ
  17. Система судов России – общие понятия
  18. Два уровня функционирования
  19. Система органов правосудия
  20. Общая юрисдикция: особенности
  21. Арбитражная отрасль
  22. Конституционный суд РФ
  23. Вместо послесловия
  24. Правоохранительные органы. ШпаргалкиТекст
  25. 2. Понятие правоохранительных органов
  26. 3. Функции правоохранительных органов
  27. 4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
  28. 5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
  29. 6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

Правоохранительные органы и судебная система РФ

Является ли суд правоохранительным органом?

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). (русская Википедия). 

К правоохранительным органам относятся: 

  1. Суд
  2. Прокуратура
  3. Органы внутренних дел
  4. Нотариат
  5. Адвокатура
  6. Таможенные органы
  7. Налоговые органы
  8. Органы безопасности
  9. Органы охраны
  10. Органы юстиции 

СУД И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

ПРОКУРАТУРА

Прокуратура с одной стороны, осуществляет прокурорский надзор, а с другой — осуществляет уголовное преследование.

Прокурорский надзор осуществляется за:

1) исполнением законов органами власти субъектов РФ, следственными органами и администрацией учреждений, исполняющих наказание;

2) за соблюдением прав и свобод человека.

Уголовное преследование, осуществляемое прокуратурой, состоит из нескольких этапов:

1) Возбуждение уголовного дела

2) Расследование преступлений

3) Поддержание государственного обвинения в суде.

​​

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В органы внутренних дел входят:

1) Полиция

2) Следственные органы

3) Внутренние войска

Министерство внутренних дел контролирует работу органов внутренних дел. Во главе министерства стоит минист внутренних дел. Традиционно, эта должность находится в тройке главных для государства (другие — правитель страны (монарх или президент) и премьер-министр). 

Органы внутренних дел:

1) осуществляют меры по защите прав и свобод граждан;

2) обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность;

3) предупреждают преступления и административные правонарушения;

4) выявляют и расследуют преступления. 

НОТАРИАТ

Нотариат осуществляют либо государственные нотариальные конторы, либо нотариусы, занимающиееся частной практикой (Для тех, кто не понял предыдущее предложение: учитель в школе — это работа в государственной школе, репетитор — частная практика, работа на себя).

Полномочия нотариусов:

1) удостоверяют сделки; 2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; 3) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; 4) свидетельствуют подлинность подписи на документах; 5) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; 6) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; 7) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; 8) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; 9) удостоверяют время предъявления документов; 10) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; 11) принимают на хранение документы; 12) регистрируют уведомления о залоге движимого имущества; 13) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; 14) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу; 15) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи; 16) выдают свидетельства о праве на наследство;

17)  представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

АДВОКАТУРА

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Адвокат в качестве юридической помощи:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Источник: http://egevmeste.ru/pravoohranitel-nye-organy-i-sudebnaya-sistema-rf.html

Правоохранительные органы и судебная система

Является ли суд правоохранительным органом?

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс.

Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно.

Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов.

Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства.

Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля — проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России. 

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление  надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму. 

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций.  Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов). 

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта.

Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти.

Районные, городские и военные гарнизонные,  а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения. 

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам.

Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства.

Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции. 

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств.

В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы.

Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела.

МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны).

Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий.

В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория.

Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Источник: https://bingoschool.ru/manual/238/

Суд как орган судебной власти. Правоохранительные органы Российской Федерации

Является ли суд правоохранительным органом?

Во все времена люди не были разрозненной массой. Они всегда пытались объединиться в формацию. Первой подобной структурой была родоплеменная община. Но она показала свою неэффективность, когда речь заходила о координации деятельности большого количества людей. Таким образом, общество постепенно стало создавать новую формацию, которая со временем превратилась в государство.

Конечно, на сегодняшний день подобная социальная структура ни для кого не является чем-то сверхъестественным. Государств в мире большое количество. Но регулирование деятельности такой большой структуры происходит посредством власти, то есть реальной возможностью влиять на действия социума. Она проявляется в разных вариациях.

Большое значение в процессе координации функционирования той или иной страны имеют правоохранительные органы. Среди них ключевую роль играют суды. В большинстве стран такие ведомства представляют совершенно отдельную ветвь власти. Таким образом, суд, как орган судебной власти, наделен большим количеством характерных особенностей.

Их мы попытаемся рассмотреть на примере судебной системы Российской Федерации.

Правосудие и разделение властей

Как мы знаем, существует принцип разделения государственного управления. В свое время он стал настоящей инновацией. Его изобрели в период Нового времени, когда практически весь мир был погружен в огонь революции.

Главной задачей людей на тот момент стала разработка принципиально новой модели политико-правового устройства государства, которое должно было существовать для граждан. Учитывая эти тенденции, два мыслителя — Джон Локк и Шарль-Луи де Монтескье, разрабатывают принцип разделения властей.

Согласно ему, все государственное управление делится между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. На основе данного принципа функционируют практически все современные государства. Судебные органы являются представителями одноименной ветви.

Судебная власть – понятие

Как мы выяснили, современные государства построены на принципе разделения сфер управления. Судебная власть в данном случае является одной из основных ветвей. При этом её субъектами могут быть далеко не все государственные органы, а лишь те, которым присущи некоторые особые полномочия.

С их помощью система подобных ведомств может координировать практически все общественные отношения. По своей юридической характеристике судебная власть является правоприменительной сферой. Её главная задача — разрешение определенных вопросов, возникающих в процессе деятельности социума.

Основными представителями ветви в РФ являются суды и судьи.

Функции ветви

По сути, соответствующая ветвь тождественна всей системе определенных органов. То есть, суды – это судебная власть, если не вдаваться в теоретические осмысления. Поэтому многие понятия, относящиеся к ветви, можно также применить к органам, которые являются её непосредственными реализаторами. Таким образом, существуют следующие функции суда, а именно:

  • осуществление контроля над законностью мер принуждения процессуального характера;
  • организация правосудия на территории государства, в нашем случае РФ;
  • толкование юридических норм;
  • фактическое удостоверение юридически значимых фактов;
  • ограничение граждан РФ в их правосубъектности на основании конкретных законодательных норм.

Данные функции суда касаются исключительно органов Российской Федерации. Однако в большинстве стран они являются такими же, с долей небольших изменений.

Принципы деятельности судов и судебной власти

Любые правовые, политические или иного рода структуры в нашем и ином государстве функционируют на основе ряда определенных принципов, то есть, исходных положений. В РФ они базируются в главном акте нашего государства – Конституции. Согласно её положениям деятельность суда основывается на следующих принципах, а именно:

  • все органы соответствующей ветви власти полностью самостоятельны и независимы;
  • их деятельность реализуется путем применения правовых норм в рамках административного, гражданского, уголовного и иного судопроизводства;
  • статус судей един на всей территории РФ;
  • правосудие осуществляется исключительно судами и никем более;
  • организация суда любой юрисдикции осуществляется за счет государственного бюджета.

Эти принципы показывают развитость судебного сектора в Российской Федерации на сегодняшний день. Это не удивительно, так как на органы данной ветви возложен ряд крайне серьезных функций.

Место судов в РФ

По сути, Россия – это классический представитель государства, в котором наглядно функционирует принцип разделения сфер управления. Суд, как орган судебной власти, является полностью независимым.

Однако в силу различных причин исполнительная власть в некоторых случаях все же влияет на деятельность ведомств, осуществляющих правосудие. Это негативно сказывает на юридическом полисе государства и жизни населения.

Помимо того, данный факт является свидетельством необходимости проведения определенных реформ.

Система судов России – общие понятия

Практически все органы, принадлежащие к той или иной ветви власти, представляют собой единую иерархичную систему. В свою очередь, суд и судьи, работающие в них, также входят в правоприменительную структуру.

Конечно, их деятельность подчинена нормам определенных актов. Во-первых, суды функционируют в рамках Конституции и не могут выходить за них.

Во-вторых, ключевым актом в системе нормативного регулирования является Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации».

Что касается самой структуры органов, то она иерархична. При этом существует несколько линий деятельности. То есть различные суды имеют собственную правовую направленность или же юрисдикцию, если говорить простым языком.

Два уровня функционирования

Следует помнить, что суд как орган судебной власти может функционировать на нескольких ступенях государственной иерархии. Учитывая устройство нашей страны, можно выделить два уровня деятельности, а именно:

  • федеральный;
  • уровень субъектов федерации.

В соответствии с этим строится вся система судов в России. При этом существует также общенациональный уровень, но это уже сфера деятельности высших инстанций.

Система органов правосудия

Органы упомянутой в статье ветви расположены в иерархичной структуре. Она состоит из большого числа ведомств разной функциональной направленности. Таким образом, в национальную систему судов входят следующие органы, а именно:

  1. Конституционный суд РФ.
  2. Суды общей направленности, которые делятся на две категории: основное звено и военные инстанции.
  3. Арбитражные органы.

Следует отметить, что состав суда каждой направленности будет совершенно разный. Этот аспект зависит от рассматриваемых дел, особенностей производства и т.п.

Что касается разделения всех инстанций, то она, как правило, осуществляется по территориальности и типу производств.

То есть, уголовный процесс – это прерогатива судов общего звена, а вот все споры юридических лиц рассматриваются в арбитражных органах.

Общая юрисдикция: особенности

Полномочия суда общей юрисдикции заключаются в том, что он может осуществлять деятельность в рамках гражданского, уголовного и административного производства.

Граждане могут обращаться в данные органы в порядке первой инстанции, а также апелляции и кассации. Основным звеном общей юрисдикции являются, конечно же, районные суды.

Стоит отметить, что в некоторых случаях они могут быть апелляционными инстанциями. Такое возможно в случае предварительного рассмотрения дела мировым судьей.

Апелляционными инстанциями являются органы субъектов Российской Федерации. Кассационное рассмотрение производится соответствующей коллегией Верховного суда РФ. Общая юрисдикция также содержит в своем составе военные инстанции. Данные суды действуют в Вооруженных силах.

Они реализуют специфические задачи. Основой их деятельности являются преступления, которые совершаются представителями Вооруженных сил Российской Федерации.

Помимо того, в их ведении находятся также дела гражданского характера, которые возникают из споров между военнослужащими и непосредственно Министерством обороны России.

Арбитражная отрасль

Все экономические споры между юридическими лицами рассматриваются отдельной линей органов. Полномочия судов арбитражной направленности обуславливаются спецификой их дел. Как правило, они возникают из административных и гражданских правоотношений.

Понятие экономического спора в данном случае является ключевым. Так как оно характеризует работу целой системы органов. Экономический спор в данном случае – это определенного рода разногласие между лицами, которые участвуют в экономической жизни и являются юридическими.

Субъектами таких отношений могут быть также граждане-предприниматели.

Что касается системы арбитражных судов, то она состоит из следующих элементов, а именно:

  • первые инстанции на уровне округов;
  • арбитражные апелляции;
  • кассационные инстанции арбитражной направленности;
  • судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Все представленные органы реализуют свои полномочия повсеместно. Так как экономические споры часто возникают в современной жизни.

Конституционный суд РФ

Наиболее «маститым», если можно так выразиться, является одноименный с основным законом орган. Конституционный суд Российской Федерации имеет достаточно специфические полномочия. Прежде всего, в число его основных функций входит контроль. Но существуют иные полномочия суда.

  1. На основе запросов представителей высших органов власти Конституционный суд может разрешать вопросы о соответствии тех или иных нормативных актов положениям основного закона.
  2. В порядке конституционного судопроизводства также разрешаются споры о компетенции органов государственной власти.
  3. Данная инстанция дает официальное толкование положений Конституции.
  4. Конституционный суд имеет право выдвигать свое заключение о правильности и соблюдении порядка при обвинении Президента РФ.

Помимо того, упомянутая инстанция может быть инициатором нормотворчества. Состав суда конституционной юрисдикции включает в себя девятнадцать членов.

Вместо послесловия

Итак, мы выяснили, что суд как орган судебной власти самостоятелен и независим. В своей работе он реализует специфические функции, направленные на разрешение конкретных споров и реализацию юридической ответственности.

Источник: https://FB.ru/article/263238/sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti-pravoohranitelnyie-organyi-rossiyskoy-federatsii

Правоохранительные органы. ШпаргалкиТекст

Является ли суд правоохранительным органом?

Правоохранительная деятельность – это один из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан.

Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве.

Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений.

Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются.

А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Итак, правоохранительная деятельность в широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. А в узком смысле – это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме.

2. Понятие правоохранительных органов

Государство создает специальные органы, основной целью которых является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными.

Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным.

В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным.

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции.

В последние годы в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.

Некоторые специалисты относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы.

3. Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов – это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию.

Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами Федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой.

Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно, и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Поскольку сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности, в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами.

4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»

Нормативной базой курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. Главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить.

В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.

Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений.

Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции.

Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например, закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например, закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“».

Далее следуют указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

К нормативной базе курса относятся также постановления Правительства Российской Федерации, а также ведомственные акты приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов

В Конституции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам.

Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов.

Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.

Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата.

Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст.

49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах.

Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:

обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.

Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие – ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.

6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня.

Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются помимо Конституции РФ закон «О статусе судей в Российской Федерации», закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации».

Закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия.

В законе определены судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура.

В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.

Часть норм закона «О судоустройстве РСФСР» продолжает действовать и в настоящее время. Это, прежде всего, относится к разделу 5 закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ.

Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.

Источник: https://www.litres.ru/mariya-kanovskaya/pravoohranitelnye-organy-shpargalki/chitat-onlayn/

Все сделано легально
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: